Your browser does not support SVG

Кодекс административного судопроизводства

07.10.2015 |
Гузова Наталья
Кодекс административного судопроизводства
В России с 1991 года постоянно реформируют судебную систему. С одной стороны -это хорошо: не стоят на месте общественные отношения и в соответствии с этим меняются законы, но с другой, иногда кажется, что реформа делается ради самой реформы.

    Законодательная система делится на материальное право и процессуальное право. Нормы материального права отражены, в частности, в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях РФ. Пожалуй, это главные кодексы и за последние годы они претерпели достаточные изменения. Это и понятно: созданные в 90-х годах 20 века они не могут эффективно регулировать сегодняшние отношения.

     Нормы процессуального права отражены в процессуальных кодексах. Но изменения, касающиеся процессуального права продиктованы скорее не изменениями в экономическом развитии страны, а иногда перераспределением влияния в различных сферах государственной власти.

     Существует уголовное и гражданское судопроизводство. С уголовным все достаточно просто: нормы материального права закреплены в Уголовном кодексе РФ, нормы процессуального права - в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

     В гражданском же судопроизводстве существуют суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Производство в судах общей юрисдикции основано на нормах Гражданско-процессуального кодекса РФ. Арбитражное судопроизводство имеет собственный кодекс - Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

    Таким образом, сложилась традиция: каждому судопроизводству свой кодекс. Но нельзя сказать, что каждый материальный кодекс имеет свой процессуальный. Например, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ не имеют своих процессуальных кодексов. Производство по спорам, возникающим в этих областях права, ведется по нормам ГПК РФ или АПК РФ.

     Совсем иным образом обстоит дело с административными отношениями, материальной основой которых является КоАП РФ. В отличие от гражданских, административные правоотношения могут возникать не только по собственной воле, но и вопреки воле участников. Данный кодекс (КоАП РФ) как раз основан именно на отношениях подчинения участников административных отношений органам власти. И если для гражданских правоотношений действует принцип "все, что не запрещено – разрешено", то в административных отношениях принцип прямо противоположный – "все что не разрешено, запрещено".

     Хотелось бы, чтобы именно эта разница стала основой создания кодекса, регулирующего административное судопроизводство. Но случилось по-другому.

     В 2014 г. в думу был внесен законопроект, а впоследствии принят Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ который ввел в действие новый процессуальный кодекс - Кодекс административного судопроизводства.  Новый кодекс вступил в законную силу с 15 сентября 2015 г. Он примерно на 70% содержит нормы, которые уже присутствуют в российском законодательстве. Однако есть и новые моменты. А именно:

1.Административные дела смогут рассматривать только ВС РФ и суды общей юрисдикции, кроме мировых в соответствии с правилами подсудности (ст. 17-27 КАС РФ). Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 1 КАС РФ). Среди них, в частности:

об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих;

об оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных публичными полномочиями, в том числе СРО;

о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (например, налогов);

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (далее – избирательные права);

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (по делам судов общей юрисдикции);

о приостановлении деятельности, ликвидации, запрете общественных объединений, НКО, исключении сведений о них из государственного реестра, о прекращении деятельности СМИ;

о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания в таком учреждении;

о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке и ряд других.

При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам в соответствии с гл. 23-28.2 АПК РФ. Данное обстоятельство вызвало широкие споры, так как нормы, регулирующие административное производство, не просто оказываются разбросанными по двум разным кодексам, но и устанавливают разные процедуры рассмотрения одинаковых, по большому счету, дел.

2. В делах буду участвовать новые лица: в соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному же ответчику. Процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе. Тем не менее, применительно к сторонам процесса, есть и ряд нововведений.

Наряду с предусмотренным сегодня ГПК РФ процессуальным соучастием, в КАС РФ появился институт коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц

3. Одной из наиболее обсуждаемых и спорных особенностей КАС РФ является требование о наличии высшего юридического образования представителей (ст. 55 КАС РФ). Данное правило резко контрастирует с применяемыми на данный момент положениями ГПК РФ, согласно которым представителем может быть любое дееспособное лицо (ст. 49 ГПК РФ). Тоже касается и АПК РФ, который ориентирован не на граждан, а на финансово более состоятельных субъектах – предпринимателей, но даже при этом не устанавливает такой "обязаловки" (ст. 59 АПК РФ).

     Таким образом, представитель по КАС РФ является неким усредненным вариантом: и не обычный гражданин, но и не адвокат, как в уголовном судопроизводстве (ч. 2 ст. 49 УПК РФ). Разработчики объясняют эту новеллу сложностью административных споров. Однако на деле она может быть расценена как попытка государства отбить у граждан желание лишний раз судиться с ним, так как услуги юристов, естественно, стоят денег. Представители общественных правозащитных организаций, которые далеко не всегда имеют юридическое образование, от участия в делах, рассматриваемых по КАС РФ, фактически отсекаются.

     Кроме того, по ряду дел участие представителя является обязательным. В случае несоблюдения этого требования заявление может быть оставлено без движения, возвращено, а действующее производство – приостановлено (ст. 58, ст. 129-130 КАС РФ).

     Так, участие представителя обязательно при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов. Исключение составляют случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам (ч. 9 ст. 208 КАС РФ). Это же касается принудительного помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке (ч. 6 ст. 277 КАС РФ). Однако в двух последних случаях при отсутствии представителя суд сам назначает адвоката (ч. 4 ст. 54 КАС РФ).

    Ну что же, поживем-увидим, как будет работать новый кодекс. Не хотелось бы, чтобы получилось по принципу: хотели, как лучше, а получилось, как всегда.



Юридические статьи


Позвоните нам
8(812)384-43-64
8(921)907-10-36

НАШИ КОНТАКТЫ

Тел.: 8 (812) 384-43-64, 8 (921) 907-10-36

E-Mail: info@filinpart.ru

191015 г. Санкт-Петербург, ул. Таврическая, дом 45, литера В

пн-пт 10.00-20.00